Цитата(Дмитрий @ 31.7.2018, 20:03)
На данный момент нашей церковью в США получено также разрешение Swedenborg Foundation на издание и распространение русского перевода.
Две первые главы и оглавление из этой книги ("как есть", без редакции), после OCR. Права на редактирование также получены, что позволит привести данный перевод (который был сделан в начала 90х) в соответствие с более точной терминологией. Редакция будет происходить по мере наличия свободного времени. Желающие прочесть текст и обратить внимание на различные серьезные неточности перевода, пишите здесь или в лс. Либо, если будет некоторое количество желающих, можно выложить перевод "как есть", и редактировать его уже в процессе изучения.
ПРИРОДА ЖИЗНИ
Богословие Сведенборга охватывает множество тем. Вечные вопросы, привлекавшие все великие умы в истории философской мысли (Какова природа мироздания? Какова природа Божества? И человека? Что предначертано всем им? Как можно искать ответы на эти вопросы? Что есть нравственность? В чем состоит существо благой жизни?), — все эти вопросы интересовали и Эммануэля Сведенборга. С раннего возраста и до старости люди вынуждены раз за разом делать выбор, и этот выбор затрагивает не только их жизнь, но и жизнь иных людей. В некоторых случаях наш выбор носит абсолютно личный характер и не означает ничего для остальных людей. Однако в большинстве случаев персональный ежедневный выбор приводит к последствиям куда более широкого толка. Путь человеческий протекает в море общего нашего существования, так что выбранный курс и след, оставленный нашим судном, затрагивает многих. «Человек — не остров», — сказал поэт, и Сведенборг был с ним согласен. Более того, по учению Сведенборга, отношения человека с другими людьми определяют его отношение к Богу. Первая часть сведенборговского трактата Природа Жизни посвящена в первую очередь различным аспектам взаимоотношений между людьми; Вторая часть Источник Жизни излагает более сложные вопросы, связанные с Божественным Провидением, скрытым в людских поступках. Вместе обе части дают самую сущность сведенборговского взгляда на основания жизни.
Сквозь все его сочинения, равно по конкретным вопросам и по отвлеченным, проходят некоторые мысли аксиоматического характера. В общем, Сведенборг исходит из того, что во вселенной есть божественный центр, откуда проистекают все творческие силы; эти силы воплощаются и в царстве духа, и в царстве естественной жизни. Любовь и мудрость, объединенные в действии, составляют основные черты того Божества, которое старается описать Сведенборг. Жизнь человеческая составляет высшую цель творения. Человеческое счастье в вечности есть высшая цель всех действий Божества.
Человек получает жизнь из божественных рук, но он создан таким образом, что живет с убеждением, будто он сам определяет свое предназначение. Согласно Сведенборгу, до определенной степени человек действительно определяет свою судьбу — тем, что он может выбрать жизнь в согласии с божественным замыслом, в духе милосердия и заботы, а может выбрать и совершенно иную жизнь. Свобода принять или отвергнуть Бога создает предпосылки для великой человеческой драмы. Самое качество человека и его жизни определяет ему место в будущей загробной жизни.
Бог, по учению Сведенборга, изначально предусмотрел возможность сообщения между человеком и собою как путем прямого откровения, так и через посредство природы, хотя человек далеко не всегда прислушивается к голосу Божества. Когда человек действует в согласии с божественным предначертанием, его жизнь получает благословение — если не сразу, то в конечном итоге. Если же люди действуют вопреки божественному предначертанию, они отдаляются от Бога и его космоса. Счастье, однако, всегда в пределах человеческих возможностей, если только мы станем слушать заповеди, направлять свой разум и применять свои силы ко благу. На этих путях человек может направить свою энергию на служение другим и в конце концов он обретет рай.
СВОБОДА
Человек живет в мире, где свобода и познание уравновешивают Друг друга и создают гармонию. Двуединство свободы и гармонии представляет собою горнило, в котором испытывается жизнь. Посягая на любую из этих первооснов, мы неизбежно подрываем духовное развитие человеческого рода. Учение Сведенборга основано на твердо и ясно выраженной вере в свободу человеческой волн.
Пока человек живет в этом мире, он пребывает между добром и злом; ему дана свобода выбирать между тем и другим; обращаясь ко злу, он отвращается от добра; устремляясь ко благу, человек удаляется от зла. (Life 19)
Свободная воля человека вырастает из того ощущения, которое говорит человеку, что жизнь его принадлежит ему самому. Бог дает ему это ощущение с тем, чтобы возникла бы связь, которая оставалась бы неосуществленной, когда б не была взаимной; и она становится взаимной, когда человек реализует свою свободу, как если бы он осуществлял самого себя. Если бы Бог не допустил этого, человек бы не был человеком и не имел бы он доступа к жизни вечной. Взаимосвязь с Божеством превращает человека в человека, отличает его от животного, обрекает его жить после смерти в вечности. Таково действие свободной воли в мире духовности. (TCR 504)
И поскольку человека нельзя подлинно изменить, отнявши у него свободу, постольку никогда Божество не лишает человека этй свободы — по крайней мере во внешней сфере, ибо вечный закон гласит, что внутренне любой человек остается свободен. Таким образом тяга к добру и истине может быть заложена в человеческой душе. (АС 2876)
Изнутри собственной свободы человек ощущает и воспринимает свою жизнь как нечто, принадлежащее ему одному. Свобода дает ему силы мыслить, волеизъявляться, действовать на основе собственной самости — как если бы существовала только его самость... Следовательно, свобода дана человеку заодно с жизнью... Если бы ее отняли или ограничили, человек бы утратил ощущение этой жизни как своей собственной, но стал бы ощущать ее как чью-то чужую жизнь внутри него самого... Наслаждение жизни было бы отнято у него или подорвано, и человек превратился бы в раба. (АЕ 1138)
Нам не дано узнать, что такое рабство и что такое свобода, если мы не знакомы с происхождением того и другого, а это знание даровано нам только в Слове [Библии].27 Однако еще нам следует знать, как соотносится человек со своими страстями, ибо страсти затуманивают самое познание.
Проблема взаимоотношений между страстями человеческими и его мышлением представляется следующим образом: ничто сущее в мире, будь то человек, дух или ангел, не может желать или мыслить от себя самого, но лишь от других. Однако, эти другие равно не могут желать или мыслить от самих себя: они тоже это делают от других. И эта цепь бесконечна. В результате сама цепь соединяет любое желание и мысль с первоисточником жизни, который есть Господь... Зло и начала лжи связаны в конечном итоге с преисподней... Но добро и истина связаны небесами... (АС 2885-86) Лишь немногие знают, что есть свобода и чем она не является. Однако, свобода, очевидно, согласуется с любой разновидностью любви, и следовательно ведет к наслаждению. Все же, что препятствует любви и наслаждению любовью, свободой не является. Распущенная любовь к самому себе и любовь к миру (а следовательно и к похоти его) представляется человеку свободой, но эта свобода инфернальна. Напротив, вольная любовь к Богу и к ближнему, иными словами любовь к благу и к истине, по существу есть свобода райского происхождения. (АС 2870)
Всякий жаждет избавиться от состояния не-свободы и обрести свободу, с которой была бы согласна его собственная жизнь. А потому... ничто не приятно, ничто не приемлемо для Господа, если проистекает из принципа, оторванного вовсе от естественности и вольности. Если кто-то поклоняется Богу из принципа, но без свободы, стало быть он старается возлюбить Бога по чьей-то чужой воле, по принуждению... (АС 1947)
Любой, живущий во благе и верующий, что Господь правит вселенной и что от Него одного проистекает все благо... благо любви, милосердия, истины и веры, что Он и есть первопричина жизни, — такой человек пребывает в состоянии, когда ему дарована может быть небесная свобода, а стало быть — он пребывает в мире с Господом. В подобном случае человек верит только в Бога, а все остальное его не беспокоит. Он уверен тогда, что все на свете направляет его к добру, благословляет его счастье и хранит его в вечности. Но тот, кто считает, что сам управляет собою, пребывает постоянно в беспокойстве: тревоги и адские похоти одолевают его при мысли о будущем; существо его раздваивается... И покамест такова его вера, адские похоти и ложные мысли преследуют его. (АС 2892)
Два начала неизменно сопровождают человека в свободе в силу постоянного присутствия Господа и Его неизменного желания воссоединиться с человеком. Первое — это способность человека всегда мыслить во благе о Боге и о ближнем... Если мы так думаем, дверь ко благу отворена; если же мысли наши нехороши, дверь эта заперта. Но благая мысль о Боге и ближнем не есть порождение самого человека: она есть дар Божий, и причина ее — в постоянном присутствии Господа; это присутствие дает человеку способность и разум помыслить во благо. Однако, дурные мысли о Боге и о ближнем проистекают от самого думающего...
Другое начало заключено в свободе человека: в силу непрерывного присутствия Божьего рядом с человеком нам дарована способность воздерживаться от зла. Покамест человек воздерживается от зла, Господь держит дверь к нему открытой и посещает его. Бог не может отворить дверь и войти к человеку, покуда зло присутствует в мыслях и желаниях грешника, ибо они закрывают путь к человеку... Важно, однако, что Господь даровал человеку умение распознавать зло в мыслях и желаниях своих, равно как и умение найти истину, которая поможет освободиться от зла. Нам даровано Слово, в котором все это объяснено. (АЕ 248)
Естественная свобода нам достается по наследству. И внутри нее мы любим только самих себя и наш мир... Осознанная свобода рождается из любви к внешнему благу — ради выгоды или репутации. Наслаждение подобной любви состоит в том, чтобы внешне предстать перед миром человеком нравственным... Духовная свобода рождается из любви к жизни вечной. И лишь тот обретает подобную свободу, кто видит во зле один только грех, кто не желает зла ни в малейшей степени, и взгляд его обращен только к Господу. (DP 73). И свобода воли в духовной жизни также дарована нам — от чрева матери и до последнего нашего часа и даже в вечной жизни. (TCR 499).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Хронология жизни Эмануэля Сведенборга 1
Жизнь Эмануэля Сведенборга 3
Часть первая. ПРИРОДА ЖИЗНИ
СВОБОДА 27
ГАРМОНИЯ 30
ПОЛЬЗА 34
МИЛОСЕРДИЕ 37
ДЕЛА ГРАЖДАНСКИЕ 42
НРАВСТВЕННОСТЬ 46
БРАК И СОИТИЕ 50
ПРИРОДА МУДРОСТИ 58
РЕЛИГИЯ 63
ЗЛО, ГРЕХ И СНИСХОЖДЕНИЕ 69
Часть вторая. ИСТОЧНИК ЖИЗНИ
ОТКРОВЕНИЕ 78
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ 82
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПРИРОДА И ПОДЛИННОЕ
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 95
Душа, рассудок и тело 95
Природа человеческого разума 97
Различия между людьми и животными 97
Излучение — ключ жизни 99
Любовь, сущность жизни 100
Благая жизнь 101
Жизнь во зле 103
Совесть 104
Искушения 105
Возрождение 106
Подлинное предназначение человека 109
ПРИРОДА ВСЕЛЕННОЙ 111
БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ 116
БОЖЕСТВЕННОЕ 124
ДВА ПРИШЕСТВИЯ 132