Добрый день, Михаил!
Цитата
Так как душа - это жизнь духа, а источник жизни один - Господь, то душой можно назвать внутреннюю степень духа. В нее непосредственно происходит наитие от Господа, дающее жизнь духу человека.
Вы, скорее всего, правильно мыслите о таком внутреннем, непосредственном присутствии Бога, где от человека уже не было бы вообще ничего. Во всяком случае, мне лично это напомнило место о том сокровенном обиталище, где царит один Господь:
Цитата
… в каждом ангеле и в каждом человеке есть самая внутренняя, или высшая, духовная степень, нечто самое внутреннее и высшее, или, так сказать, тайник (intimum), на который всего прежде или всего ближе влияет Божественное, исходящее от Господа начало, которое затем уже как бы из тайника этого располагает и все прочие внутренние начала, следующие по степеням порядка, как в ангеле, так и в человеке. Это внутреннее, высшее начало, или тайник этот, можно назвать в человеке и ангеле входом Господним и даже Господним в них жилищем. Через это внутреннее, или высшее, начало человек становится человеком и отличается от животных, у которых этого внутреннего начала, или тайника, нет. Вот почему человек, не как прочие животные, может через внутренние начала души и духа своего (mentis et animi) возноситься Господом до Него самого, верить в Него, проникаться любовью к Нему и через это видеть Его; по этому самому человек может стать приемником разумения и мудрости, говорить по рассудку и, наконец, жить в вечности. Однако ни один ангел не может ясно постичь, что именно провидением Господним творится в тайнике его, ибо это выше всех понятий и премудрости ангелов. (О небесах и аде, 39)
Думаю, это место говорит о том же:
Цитата
Из того, что было сказано, можно видеть, что внешнего человека отделяет от внутреннего, главным образом, любовь к себе, а объединяет их взаимная любовь, которая не может быть достигнута, пока не отойдет любовь к себе, поскольку они совершенно противоположны. Внутренний человек есть ничто иное, как взаимная любовь. Сам человеческий дух или душа (spiritus seu anima), является внутренним человеком, который живет после смерти; и это естественно, ибо он соединен с телом, пока человек живет в этом мире. Этот внутренний человек, то есть его душа или дух, не является самым внутренним человеком, но самый внутренний человек пребывает во внутреннем, когда в последнем есть взаимная любовь. То, что принадлежит самому внутреннему человеку, относится к Господу; так что можно сказать, что самый внутренний человек есть Господь. (Тайны небесные, 1594. [5])
Этот тайник, или же обитель Господа не есть принадлежностью двух высших степеней человека или Ангела, но находится, выражаясь по пространственному, НАД ними. (Подробнее об этих вещах можно почитать в проповеди
«Семь степеней бытия»).
В отношении же самих терминов, сказать, что душой, или происходящим от Господа одушевляющим началом, в Учении именуется высшая (третья) раздельная степень духа, было бы неправильно. Ну, я не встречал таких мест.
Восприемники, – или воля с разумением – находятся в трех степенях высоты. И воспринимаемое, – или любовь, к которой присоединяется мудрость, – находится в трех степенях высоты:
Цитата
DLW 239. Вследствие того, что есть три степени Любви и Мудрости, и оттоле три Степени служения у человека, есть у него также и три Степени Воли и Разума, и оттоле три Степени Суждения (Заключения, Conclusi), и таким образом три Степени Определенности (Решения, Determinationis) к служению; ибо Воля есть восприемлище Любви, а Разум восприемлище Мудрости; Заключение же (Следствие) есть служение из оных: из чего видно, что у каждого человека воля и разум натуральные, духовные и небесные пребывают в возможности (in potentia) от самого рождения, а в действительности (in actu) по мере того, как они открываются у него. Словом духосущество (Mens) у человека, состоящее из Воли и Разума, от самого сотворения, и потому от самого рождения, имеет три степени, вследствие чего у человека есть Духосущество натуральное, духовное и небесное; и через них он может возвышаться в мудрость Ангельскую, и обладать ею, живя еще в Мире, хотя приходит в нее только по смерти, если становится ангелом; и тогда он говорит неизъяснимое, и для натурального человека непостижимое. …
Степени имеют свои названия:
Цитата
DLW 232. Эти три Степени называются у Ангелов Степенями Небесного, Духовного и Натурального; и Степень Небесная есть Степень Любви, Степень Духовная есть Степень Мудрости, а Степень Натуральная есть Степень Служений. … Ангелы, составляющие Царство Небесное, пребывают в Любви, а Ангелы, составляющие Царство Духовное, пребывают в Мудрости; люди же в Мире пребывают в Служениях; вследствие чего эти Царства и находятся между собой в соединении.
241. … три степени высоты таковы же между собою, как цель, причина и действие и по этим степеням шествуют любовь, мудрость и служение; почему я и скажу здесь несколько о любви, что она есть цель, о мудрости, что она есть причина, и о служении, что оно есть действие.
То есть, слово Душа не применяется по отношению к высшей, небесной степени.
П.С. Чисто мои рассуждения.
Если назвать исходящую от Господа жизнь душою, то она будет душою на всех уровнях, возможно об этом и сказано:
Цитата
"Все Небо составляет одного большого Человека, душою которого есть Господь" (потом найду источник).
Человек остается лишь восприемником тоже на всех уровнях, до самого высшего включительно:
Цитата
"... небеса образуются Божественным началом Господа, а не ангелами из какой-либо соби (proprium) своей (О небе и аде, 8)".
Если мы допускаем название
души, как носительницы Божественного, для одного высшего уровня, это ведь будет означать, по противоположности, что на нижних уровнях есть что-то от самих Ангелов и человеков. А это не так:
Цитата
Ангелы пребывают в Господе и Господь в них; и как Ангелы – только восприниматели, то Господь Один составляет Небо. (DLW 113).
*****
Я зарегистрирован в Контакте, но тоже выдает "Ошибка". Правда, у меня вообще много чего, бывает, не работает.
А нельзя скопипастить сюда, или суть в нескольких словах изложить?