Цитата(Людмила Овчинникова @ 5.4.2014, 2:51)
Размышляя над прочитанным (о ненависти ко злу), пришла к такому выводу: из Учения Латинского Слова известно, что зло становится актуальным лишь для нашего, ограниченного восприятия. В подлинной Реальности зла нет. Поэтому ненависть ко злу можно рассматривать как проявление глупости, которая в свою очередь, происходит от недостатка любви в человеке. В-общем, ненавидеть зло в себе ли, в ближнем ли – просто глупо, но… может быть полезно для невозрожденного, - скажем, человека, ещё не способного в достаточной мере контролировать свои, те или иные, похоти.
Поскольку последнее время от времени речь заходит о несуществовании зла, особенно в контексте понятий о "подлинной реальности", попробую ещё раз рассмотреть эту идею. Не столько в связи с вашим сообщение, сколько вообще с тем, какие выводы нередко можно заметить в связи с этими идеями.
Для Господа, в Нём, или Его восприятии - что одно и тоже - реальность - это одно; для ангела третьго неба, в их постижении, Господь, или же Сама Жизнь, реальность, - это несколько иное; ибо он воспринимает другую степень реальности, и тоже самое для ангелов более нижних небес. И ангелы одного неба не могут постоянно пребывать и даже заглядывать (с некоторыми исключениями)
в подлинную реальность ангелов других небес, находящихся в раздельной степени по отношению к ним. В более высших ангелы одни небес ничего толком не видят, а в низших они теряют всякое адекватное постижение и мудрость.
И тоже самое с человеком, правда у него есть возможность, видеть как бы проекции Божественной Жизни Господней и жизни ангелов небес в рамках буквы Слова, где он может признавать столько
подлинной реальности, или же небесного и духовного, сколько ему открыто согласно степени его возрождения, и, как правило, не выше того уровня, и в котором он действительно способен остаться, хотя просто видеть, пусть и крайне поверхностно, человек порой может и гораздо больше.
То, как всё присутствуют в Господе, если же в постижении Господа, что одно и то же, человек не может увидеть, то есть, у человека не может быть Бесконечного Божественного Осознания Всего, как Оно есть, того подлинного постижения всего, как оно есть НА САМОМ ДЕЛЕ, как это есть у Господа, хотя человек иногда, несколько неблагоразумно, а в некоторых случаях и из гордости собственного разумения, претендует на это.
Что касается постижения существования или не существования зла, то для Господа, в определённом смысле, зло существует, ибо Господь постигает то, что происходит, по противопложности и степени противоположности к Своему благу и истине.
" Нужно представлять себе разницу между понятиями противоположного и относительного. Противоположные вещи - это те, которые находятся вовне, и направлены против тех, которые находятся внутри (opposita enim sunt quae extra sunt, et contra illa quae intra, у Стаса здесь: "Противоположное — это внешнее и обратное внутреннему") Противоположное берёт своё начало, когда одно полностью перестаёт быть чем бы то ни было, и появляется другое, действующее против него, как колеса, вращающиеся в разные стороны, или течения, направленные навстречу друг другу. Относительное же бывает при распределении нескольких разнообразных элементов в порядке взаимного соответствия и согласия; например, драгоценные камни в ожерелье на груди царицы или цветы, сплетённые в разноцветный венок прелестного вида. Относительное, таким образом, есть в обеих противоположностях: как в добре, так и в зле, как в истине, так и во лжи, и поэтому как в небесах, так и в аду. Но всё относительное в аду противоположно относительному в небесах. Итак, поскольку Бог постигает, видит и поэтому знает всё относительное в небесах из порядка, в котором Он Сам, исходя из чего постигает, видит и знает всё противоположное относительное (opposita relativa) в аду, что следует из сказанного выше, то ясно, что Бог всезнающ в аду так же, как и в небесах, а равно и у людей в мире. Так Бог постигает, видит и знает зло и ложь людей по добру и истине, в которых Он Сам и которые в своей сущности есть Он Сам. " ИХР 62
Поэтому и с точки зрения Господа, или же Подлинной Реальности, зло у людей и даже ангелов, на уровне
их реальности, существует (пусть и по разному), хотя в Самом Господе, или Самом Бытии и Существовании, или же в Нём Самом, как подлинной Реальности, никакого зла нет.
И вот здесь именно происходит некоторая путаница. Потому что одно дело - это Господь, как подлинная реальность, другое дело, постижение Господа, как подлинной реальности, людьми и ангелами, и совсем другое - общая реальность жизни людей и ангелов и демонов в полноте их восприятия.
Хотя ангелы не живут в том, что противоположно Господу, но живут в Божественном Человеческом, в котором нет никакого зла, то можно сказать, что живут в "подлинной реальности", но даже ангелы самого внутреннего неба, признают не иначе, что сами по себе они, или их собственная реальность, является ничем иным, как злом и ложью, и что один Господь есть истина, и таким образом, их общая жизнь, или их общая реальность, включает Господа, Собственное Господа, которое образует небеса, и жизнь ангелов, но и включает (наряду в некоторыми нейтральные вещами, о которых говорится в Тайнах небесынх), и ещё собь, ибо зло соби остаётся с человеком навечно, пусть даже и в утихомиренно-усыплённом состоянии. Таким образом, хотя ангелы и живут в том, в чём нет зла, но тем не менее, вне этой подлинной реальности, существует даже у ангелов то, что диаметрально противоположным всему благогу и истинному Господа, или же Божественному Восприятию в Себе, и у ангела в частности.
И если бы они признавали, что только один Господь есть, а зла нет вообще ни в чём, то тогда бы они и признавали, что и в них зла нет (не говоря о том, что нет его и в аду), и это бы моментально лишило бы их состояния небесного смирения, и повело бы их к совершенно невероятному возрастанию духовной гордости, и таким образом к духовному падению. (Что в общем-то и случается иногда, когда ангелы начинают прентендовать именно на некое Божественное Самоосознание, как они его себе представляют, полагая, что раз они в Господе, в котором нет зла, то значит зла нет совершенно). Поэтому ангелы неба, даже ангелы небес и не претендуют на отрицание всего то, что может быть противоположно Господу, или же зла, ибо признают, что сами по себе они именно этим и есть - противопложностью Господа, или же злом. Они не называют это зло иллюзией в том смысле, как иллюзия часто понимается в этом мире, а именно как некий МИРАЖ на горизонте, которого нет, или нечто воображаемое, чего нет совершенно, но как то, что актуально, как в общем, так и в каждой своей ЧАСТНОСТИ,
действенно противоположно Божественной Любви и Мудрости, и причиняет боль, вред, и ведёт душу в ад и несчастье. Ибо зло - это хотя и является, в Божественном Восприятии Господа, тем, что "не есть", что иллюзорно, но для людей и ангелов и особенно для демонов, это как раз именно
их субъективная подлинная реальность, актуально ощущаемая, ибо когда демон испытывает мучения, или даже ангел, погружаясь по попущению Господа в своё зло, то мучения зла для него актуальны и болезенны, а благо не воспринимается, хотя Господь, объективно, в себе продолжает оставаться Истинной реальностью, а также актуальной истинной реальностью для ангелов, но вот для демонов актуальной реальностью, тем, что постигает и чувствует, есть именно зло и ложь, хотя и сам Господь присутствует у них, даёт возможность субъективному существованию их реальности. У них могли быть иллюзорные представлении о том, что они являются добрыми и заслуживающими небес, но если они жили во зле, то у них эти иллюзии уходят, и остаётся только то, что является для них подлинной реальностью.
В некоторых случаях ангелы образуются в небе от тех, кто перешёл в мир иной в раннем детстве, и поэтому не знают о существовании зол, но каждый раз, если они начинают считать, что не просто Господь есть одним Благом, но что ничего противопожного, никакого зла и в них нет, и что они сами по себе добрые, или хотя бы просто нейтральные, то им попускатся узнать, что они, сами по себе, есть ничем иным, как одной только противположностью тому, что ЕСТЬ, или же одни только злом, как в общем, так и частностях своей соби.
Если человек не очистился от зла, и считает, что никакого зла не существует, и не обращает внимание на злое и ложное в своей жизни, и продолжает жить во зле, то хотя он при этом и может наслаждаться благами и истинами Слова, говорящими об истинной реальности, на уровне познаний и даже некоторого научного осмысления, но его жизнь, как была, так и остаётся, невозрождённой, исполненной того, что противно Господу, или же зла, и его благолюбие заключается просто в знании, и не более этого. Такой человек пребывает в лицемерии.
Другое дело, если человек признаёт, что один Господь есть Жизнь, и что ни в чём больше нет жизни, то тогда он удаляется от того, в чём, как он верит, жизни нет, а именно от того, что противоположно этой жизни, и при этом не столь важно, как он называет это - злом, иллюзией, майей, фикцией, видимостью, главное, чтобы он этого избегал, как греха против Господа, ибо по мере того, как он этого избегает, он воспринимает истинную жизнь, или же, что то же самое, истинная жизнь открывается в нём. Когда это есть, то тогда Господь не просто является Единственной Жизнью в Себе Самом, но является актуально единственной жизнью у человека (который больше актуально не извращает её/нет живёт во зле/иллюзии/майе, продолжая, тем не менее, оставаться сам в себе одних только злом). Если же человек верит, что один Господь есть Жизнь и подлинная Реальность, а не избегает того, что противно ей, то он продолжает жить в иллюзиях, видимости, майе, и при этом его утверждения, что ничего, кроме Господа, нет, и что нет никакого зла, является не каким-либо ограниченным восприятием истины, но являются, по сути, ещё большей иллюзией, чем многие другие иллюзии и заблуждения. Он тогдак живёт не ЖИЗНЬЮ Господа, но воспринимает исключительно только Его
Присутствие (хотя Господь остаётся, в Себе, единственной Жизнью), и при этом любит и актуально живёт тем, что противоположно Слову, или же подлинной реальности. И таналогичное восприятие реальности есть и в аду, ибо и бесы могут говорить, что один Господь является истинной реальностью, но при этом живут именно в том, что противоположно Господу и является злом. "И бесы веруют и трепещут".
Более того, человек не может истинно признавать на духовном рациональном уровне, что один Господь есть Жизнь, и что ни в чём другом нет жизни, пока не возрождено его природное, ибо в Слове говорится, что рациональное в человеке не возрождено, пока не возрождено природное, то есть, пока природное человека не очищено от того, что противно заповедям Слова, и что именуется злом. Ибо сам Господь есть заповедями Слова, и познаётся через них, и жизнь по Ним, как в общем, так и в частностях, и его невозомжно понять вне заповедей, или же вне очищения жизни от того, что противоположно им, как во внешнем смысле, так и во внутреннем смысле, как у людей, так и у ангелов. Очищается же человек от этого самыми разнообразными методами очищения любви жизни от этого зла, к и этому может относиться сопротивление любого рода, отвращением, неприятием, и даже тем, что может быть ненавистью с примесями побуждений соби. Примеси соби вначале присутствуют в отвращении от зла, ибо само избегание зла у человека, до поры до времени не возрождено, не очищено от соби, и того, что проистекает из неё.
"Храм Господа" в Слове означает Церковь Господню. А Церковь - это актуальная ЖИЗНЬ Господа у человека, а не просто присутствие его, как и у демонов в аду.
"
Не надейтесь на обманчивые слова: `здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень'. Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, - то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: `мы спасены', чтобы впредь делать все эти мерзости."
Признавать Господа одной и единственной Жизнью, но не удаляться от того, что противно этой Жизни, это практически тоже самое, что признавать Отца (само бытие), но отрицать Божественное Человеческое (или же существование), и является состоянием одной веры, и попыткой спасти себя одним знанием, что, кстати, было тенденцией отнюдь не только в христианской традиции, но также в других религия, в частности, и в некоторых ответвлениях индийской религиозной философии, и некоторых китайских традициях на стадии их вырождения.
Цитата(Людмила Овчинникова @ 5.4.2014, 2:51)
Хотя, не исключено и то, что у каждого своё (дополнительное) понятие ненависти (кроме желания избавиться, уничтожить). Скажем, для кого-то ненависть предполагает вынашивание плана мщения или желания приносить страдание предмету ненависти. Но это уже, очевидно, чисто адское состояние.
В Слове присутствуют общие понятия, которые конкретизируются у человека согласно его уровню восприятия. Так происходит и ангелов. У них, как говорилось в проповедях, например, ненависть к истине воспринимается как отвращение к истине. Но у человека, у которого нет пока что отвращения ко злу, ненависть ко злу может им восприниматься как боевое сопротивление. В ещё более простом восприятии, это может пониматься, как реальная ненависть ко злу и желание уничтожить и истребить его, и это побуждения является злым в той мере, в которой к нему примешиваются побуждения соби.