Цитата
Я не знаю, что вкладывают в значение слова «потенция», которым Малявин перевёл латинское слово «potentia».
Это точно, кроме перевода ещё есть проблема – какие представления будут присоединяться к переводному термину?
О чистоте уже говорилось. Мы не атеисты. Атеист выводит потенцию из «природы», (ну там, отбор, механизмы продолжения рода и тд). Что до проявлений похоти, он прав в том, что стыдится их, но он склонен и их перекладывать на ту же природу. В результате у него «потенция» и «похоть» стоят где-то рядом. А того он не знает, что 1) источник потенции духовен и 2) следует начать борьбу со злами, дабы, по удалении похотей, в любви пола природной могла зародиться любовь супружественная, в которой чисто всё до последних начал включительно.
Человек церкви, в отличие от атеиста, знает, что существует любовь пола чистая. Однако, пока он не возрожден, пока не удалены зла жизни, он, как следствие, будет наваждаем похотями, и сколько не повторяй «любовь пола чистая», для него это пока вещь умозрительная. Если он к тому же не всегда был верующим, то возможно (это моё предположение) у него тоже будут оставаться всякие атеистические атавизмы, в которых сохраняются и упорно цепляются представления о потенции, как происходящей «из природы», «из тела», а заодно и «нечистой». Но он должен бороться за правильные представления; его преимущество в том, что он, благодаря Слову, уже может «отделить мух от котлет», пусть пока только в уме.
Цитата
получается, что старик, живущий со своей супругой в настоящей супружеской любви и утративший эту возможность в силу своего природного возраста, в результате потерял и свою potentia
Цитата
Трое Новопришельцев, по выслушанию всего этого, спросили: такая ли Любовь между супругами есть в небесах как и на земле? Два Духа Ангельские отвечали, что совершенно подобная; и поняв желание их знать подобные ли там и последние увеселения, сказали, что совершенно подобные, но гораздо блаженнейшие, потому что познание и ощущение ангельское есть гораздо превосходнее познания и ощущения человеческого. К этому они присовокупили: «Что значит жизнь этой любви, если она не происходит из жилы могущества (ех vena potentiae); когда это могущество уменьшается, то не уменьшается ли и не холодеет ли и самая любовь?, не составляет ли та сила самую меру, самую степень и самое основание оной любви?, не служит ли она началом, укреплением и дополнением её?» (CL 43)
Если брать пожилых людей на земле, мы можем прийти к каким-нибудь мнимым парадоксам. Например, сказано:
«дела - это то, в чем может обитать Господь у человека». Но старик по немощи не может исполнять прежние служения, - выходит, он отпал от Бога. И вообще, откуда у него немощь? - сказано, что
«всё могущество в небесах принадлежит истине по благу», а поскольку человек к старости становится мудрым, он должен становится всё сильнее и сильнее. А так как в нем всё больше просвечивает облик человеческий, он должен делаться всё красивее лицом, (например должен появляться румянец, возникающий от сочетания алого от любви и белого от истины). Но мы знаем, что есть моменты, касающиеся жизни духа в природном мире, которые делают всё это невозможным. Давайте сейчас рассматривать всё в более простых вариантах: вот есть небеса, где все приближаются к возрасту своей весны и пребывают в непрестанном могуществе.
Цитата
Смотри целую главу из «О Небесах и аде» с названием «О могуществе ангелов небесных» (DE POTENTIA ANGELORUM CAELI) п.228-233, чтобы понять о каком могуществе (силе) (potentia) идёт речь в Латинском Слове.
Так как в этой главе описывается могущество ангелов против лжи, (о том например, что они способны рассеивать и низвергать в ад легионы бесов), то как раз и выходит что potentia, как ни переведи, всё равно надо будет читать и воспринимать в зависимости от контекста. Например, «состоят в превосходном могуществе с женами своими» (CL 55) – здесь уже речь не о борьбе с адской ложью.
Вот это просто замечательный отрывок (может, о нем уже шла речь), о том, что
"...осеменение соответствует могуществу истины…" Не могу удержаться, чтобы не привести полностью:
Цитата
220. XI. ЧТО МУЖЬЯ ИМЕЮТ ДОСТАТОЧНЫЙ СПОСОБ ПО ЛЮБВИ
РАЗМНОЖАТЬ ИСТИНЫ СВОЕЙ ПРЕМУДРОСТИ И ПО ЛЮБВИ ПРОИЗВОДИТЬ СЛУЖЕНИЯ. — Тайна эта Древним была известна, ныне же потеряна. Древние знали что всё и каждое, находящееся в теле, происходит из начала духовного, то есть: что из воли, которая в себе есть духовна, проистекают действия; что из помышления, которое также есть духовно, проистекают речи; что зрение естественное из зрения духовного, которое есть разум; слышание естественное из слышания духовного, которое есть внимание разума и вместе приспособление воли, — и обоняние естественное из обоняния духовного, которое суть понятие, и так далее. Что подобно же и осеменение (seminatio) мужское есть из начала духовного, это Древние также видели; что это осеменение есть из Истин, составляющих разум, о том они по многим опытам и доказательствам заключили и сказали, что из сочетания духовного, то есть, из сочетания блага и истины, втекающего во всё и каждое во вселенной, мужчины ничего другого не воспринимают, кроме истины и того, что имеет отношение к истине; что она, при поступлении своём в тело, образуется в семя, и что по сему самому семена, духовно разумеемые, составляют истины; также относительно и образования, что душа мужская есть истина, ибо есть разумная, а разумное есть не что иное; следовательно, когда душа нисходит, то нисходит и истина. Это бывает чрез то, что душа, которая есть самая внутренность человека и каждого животного, и в своей сущности духовна, из впечатлённого ей стремления к распространению или размножения себя, нисходит и желает производить себя; и когда это бывает, тогда целая душа образует себя, облекает себя и бывает семенем, и это быть может тысячекратно и тысячекратно потому, что душа есть субстанция духовная, не имеющая растяжения на исполнение (implentio), из каковой души не теряется ни малейшая часть, но производится целое, без малейшей её потери или ущерба. Посему-то душа в самомалейших вместилищах, которые есть семена, находится полно так, как и во вместилище своём самом большом, которое есть тело.
Итак, когда Истина души есть начало семени, то следует, что мужчины имеют достаточный способ по любви размножать истины своей премудрости и по любви производить служения, поскольку упражнения составляют блага, производящие истины. В мире также некоторым известно, что более изобилуют семенем трудолюбивые, а не праздные.
Я всё это понимаю так, что нет отдельного могущества творить служения, а отдельно – могущества с жёнами своими, но это стороны одного явления.